Сад в стиле барокко. Статья.

Время работы: Пн-Пт с 10:00 до 18:00



Каталог растений

Сад в стиле барокко

ГлавнаяСтили ландшафтного дизайнаСад в стиле барокко

Предпосылки возникновения

Барочное садово-парковое и ландшафтное искусство Италии получило свое развитие на живописных склонах и холмистых предгорьях Апеннинских гор, в условиях жаркого средиземноморского климата (летний засушливый сезон длится около семи месяцев со средней температурой июля +28°С). Это предполагало формирование максимально комфортных условий на открытом воздухе, т.е. способствовало созданию своеобразных «зеленых комнат», которые могли бы собой продолжить дворец. И не просто продолжить, а сравняться с ним по роскоши убранства.

Поэтому эпоха барокко впервые довела увлечение садами до фантастических размеров, а материальные затраты на устройство дворцовых садов впервые были сопоставимы с затратами на строительство самих дворцов. Гористый характер местности предполагал ступенчатое расположение сада на крутых и высоких террасах (разность их высот могла достигать 16м). Общее количество террас могло быть различным, например, в садах виллы Фарнезе их было три, в вилле Ланте — пять, а в садах виллы Д’Эсте — восемь.


Особенности планировки

В процессе формирования этого стиля можно условно выделить два периода. До конца XVI в. итальянские сады были небольшими по размерам (сад виллы Фарнезе — 1 га, виллы Ланте — 1,4 га, виллы Д’Эсте — 3,5 га). Они не были предназначены для прогулок, скорее для отдыха и развлечений на открытом воздухе. Поэтому аллеи того времени являлись всего лишь переходами между отдельными «зелеными комнатами» и проектировались узкими и короткими. Дворец, как правило, располагался по центральной оси симметрии участка, занимая доминирующее положение. Сады обсаживались густыми посадками деревьев и кустарников, что формировало их визуальную замкнутость, виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками и направлениями обзора.

Террасы в дизайне сада заканчивались балюстрадами, что также способствовало эффекту ограничения пространства.

К началу XVII в. итальянские барочные сады увеличиваются в размерах, приобретают особую зрелищность , что отражается и в изменениях планировки. Аллеи приобретают важное значение, уже не просто соединяя между собой «зеленые залы», а объединяют их в роскошную анфиладу, целенаправленно организуя движение по саду в направлении наиболее интересных объектов.

Использование ландшафтных компонентов

Если ландшафтные компоненты дизайна по своей значимости в классическом барокко разместить по убыванию, то шкала будет выглядеть следующим образом: рельеф и камень, водные поверхности и устройства, растительность.

Подчеркнутая архитектурность классических садов итальянского барокко проявлялась в использовании контрастного рельефа, мощенных плитами дорожек и площадок, во множестве каменных сооружений (высоких подпорных стен, скульптур, павильонов, гротов, балюстрад, лестниц, садовых театров и т.д.).

Другим, не менее важным, моментом было наличие большого количества декоративных бассейнов и всевозможных водных устройств — каскадов, каналов, фонтанов и др., также располагавшихся на разных уровнях рельефа. Все это играло более значительную роль, чем такой, казалось бы, неотъемлемый компонент, как растительность. Кроме того, интерес к всевозможным курьезам и любовь к архитектурности во всем требовали и нового подхода к растительной составляющей.

Расцвет барочных садов стал и эпохой расцвета топиарного искусства (искусства фигурной стрижки деревьев и кустарников) , известного еще со времен Древнего Рима. Благодаря стрижке растительность могла приобретать самую фантастическую форму — геометрической фигуры, колонны, скульптуры, экзотических птиц и зверей и т.д.

Итак, основная смысловая нагрузка барочных садов и ландшафтов вообще — создать торжественно-парадное настроение, удивить и поразить роскошью и изобилием, а также развлечь посетителя и показать эрудицию владельца.

Голландское Барокко

Важнейшими естественными предпосылками формирования данного стиля явились мягкий морской климат и низменный рельеф. Мягкий климат с обильными осадками (700—800 мм), мягкой зимой (средние температуры января выше 0°С) и умеренно теплым летом (средняя температура июля +17 °С) способствовал произрастанию самой разнообразной растительности.

Большое значение имели также особенности национального характера, такие как трудолюбие, упорство, аккуратность.

Эти качества у голландцев сформировались отчасти и в связи с тем, что на протяжении многих веков они должны были постоянно отвоевывать себе место на суше у наступавших морских вод. В определенной степени в национальном характере отразилась и религия — протестантизм, который также приветствует скромность, простоту, любовь к порядку и трудолюбие. Поэтому и сады голландского стиля были не «показными», а носили скорее «домашний» характер.

Использование ландшафтных компонентов

Низменный и довольно плоский рельеф требовал усложнения, поэтому стали активно использоваться его искусственные формы, но, в отличие от высоких террас Италии, более скромных размеров. В силу специфических географических условий Голландии (ландшафты низинных равнин, освоенные в борьбе с заболачиванием и морскими вторжениями) террасы не были крутыми и высокими. Для придания разнообразия плоскому рельефу также применялись такие искусственные формы усложнения, как вертюгадены и булингрины.

Для голландских барочных садов была характерна пышная растительность, которая проявлялась в широком применении зелени для проектирования огибных аллей-берсо, зеленых беседок, трельяжей, живых изгородей, небольших рощиц и др.

Кроме того, голландским садам было свойственно обилие цветов, причем предпочтение отдавалось душистым. Первоначально разводились в основном многолетние травянистые растения, но, особенно с середины XVII в., вошли в моду и получили широчайшее распространение луковичные растения (тюльпаны, нарциссы, гиацинты и др.).

В целом, по своему характеру сады и ландшафты голландского барокко отличались не только праздничностью, «театрализацией» и стремлением к созданию приподнятого настроения (что было свойственно всем барочным садам), но и стремлением в большей мере к созданию уюта и уединенности, чем парадности, что в значительной степени отражало и черты национального характера.

Комментарии:

Комментарии пока отсутствуют

Ваше имя*:

Ваше e-mail*:

Ваш отзыв*:

Код с картинки*: